Запуск речи неговорящему ребёнку: как выглядит и что для этого нужно

Отсутствие речи у ребёнка - одна из самых больных тем почти для всех родителей, которые ко мне обращаются.


Им страшно за будущее своего малыша, если он вдруг всё же не заговорит.


И абсолютно понятно почему.


Хорошая новость в том, что речь можно запустить.


Я это делаю с помощью метода Татьяны Грузиновой и Елизаветы Гуриной.

В своём инстаграме я уже поделилась, как выглядит запуск речи от нуля до первых слов :)


Мои посты здорово дополняют видео, которые Вы только что посмотрели.


Если интересно, то вот:

Описание метода
Продолжаю рассказывать про метод: зачем жест?
Когда пора вызывать первые слова и какие это будут слова

А сейчас хочу рассказать, что нужно, чтобы начать работу по запуску речи:

1
Конечно, самое первое - это сформированный навык сотрудничества

Если ребёнок только-только пришёл ко мне, то обучать его чему-либо, пока он не начнёт со мной сотрудничать, я просто не смогу. Поэтому это шаг 1.

Гугл ругается из-за книги, это нарушает авторские права. 1 или 2 апреля я решу, что с этим делать. Пока кнопка скачать книгу не работает.
Если Вы хотите заниматься с ребёнком сами - тоже начинайте с этого. 5-я и 6-я главы этой книги помогут Вам составить предварительное представление о том, что это за навык и как его формировать.
Итак, вопрос:

Ребёнок со мной сотрудничает?

Да!

Тогда смотрите пункт 2 :)

Нет :(

Запуск речи - это не то, чем мы сейчас будем заниматься!
2
Дать ребёнку возможность общаться с окружающими с помощью карточек ПЭКС или жестов

Если Вам кажется, что пока ребёнок не заговорит, общение невозможно. Или у Вас возник вопрос: "А зачем?", ведь мы же планируем ребёнку запустить речь, вот когда сделаем, тогда и начнём общаться. А может подумали, что он же так никогда не заговорит, если научим это делать с помощью карточек/жестов. Хочу сказать, что:

  • Уже сейчас можно полностью понимать, что хочет Ваш ребёнок, а не гадать.
  • Результаты исследований говорят, что альтернативная коммуникация не тормозит развитие речи, а наоборот помогает этому процессу!
  • Если Ваш ребёнок вроде бы уже должен был начать говорить, но этого не происходит, то это потому, что он по каким-то причинам не может этого сделать, а не потому, что он у Вас просто ленивый и не хочет постараться.
  • Ребёнок сам откажется от ПЭКСов/ жестов, когда придёт время = станет легче и быстрее сказать, чем возиться с карточками или сделать жест + есть ещё одна причина, почему использование ПЭКСов/ жестов сойдёт на нет, когда ребёнок начнёт говорить.

Запустить речь - дело кропотливое = это случится не завтра, не через месяц, не через несколько месяцев даже.

Поэтому не ждите речи, чтобы прокачивать навыки коммуникации у ребёнка. Этим можно заниматься уже сейчас! Особенно, если на данный момент, чтобы получать желаемое ребёнок закатывает истерики/ причиняет вред окружающим или себе и пр. варианты поведения, которые хотелось бы, чтобы остались в прошлом.
Если Вы хотите заниматься с ребёнком сами, то ввести ПЭКС поможет этот онлайн-тренинг
Итак, вопрос:

Ребёнок получил возможность общаться с окружающими с помощью ПЭКС или жестов?

Да!

Тогда смотрите пункт 3 :)

Нет :(

Почему?
3
Запустить имитацию, если сейчас ребёнок не может повторять самые разные движения по образцу: например, Вы хлопаете, просите ребёнка сделать так же, а он не повторят.

Без имитации ребёнок не сможет повторять за мной жесты на звуки во время игр на запуск речи, а это обязательное условие.

Поэтому это ещё один обязательный преднавык.

Если Вы хотите запустить имитацию ребёнку сами, то:
  • начинайте с обучения повторять за Вами самые разные движения с предметами - стучать молоточком, звонить в колокольчик, кидать мячик и т.д.;
  • получается - попробуйте дать образец, который ранее не давали: например, раньше стучали молоточком по столу, а теперь по стене, полу; мячик кидали, а теперь катите, складываете в корзину и пр. варианты, какие придут в голову;
  • стало получаться - пробуйте тренировать имитацию крупной моторики: хлопайте, стучите кулаками по столу, сжимайте и разжимайте ладоши и т.д.;
  • снова получается - попробуйте дать в качестве образца жесты на звуки.
Итак, вопрос:

Сейчас ребёнок может повторить минимум 10-15 движений по просьбе?

Да!

Тогда смотрите пункт 4 :)

Нет :(

Запуск речи - это не то, чем мы сейчас будем заниматься!
4
Слышать от ребёнка все или хотя бы какие-то согласные звуки

При этом часть звуков ребёнок может произносить произвольно = например, его просят повторить "б" и он повторяет.

Какие-то звуки ребёнок может произносить полупроизвольно = например, по просьбе "к" повторить не может, но при этом он называет курочку - "ко".

Какие-то звуки ребёнок произносит лишь непроизвольно = например, он не может повторить предложенный звук + ничего не называет этим звуком, но когда вокализирует мы слышим этот звук.

Основное тут - произносит!

Произвольно, полупроизвольно или непроизвольно - не важно. Вернее, важно, конечно :) Но те звуки, которые ребёнок произносит полупроизвольно и непроизвольно, более близки к тому, чтобы стать произольными, в отличии от тех, которые мы не слышим от ребёнка вообще.
Итак, вопрос:

Вы слышите от ребёнка все или хотя бы какие-то согласные звуки?

Да!

Мы можем начать работать ещё и над запуском речи :)

Нет :(

Запуск речи возможен, но моих знаний и навыков в данном случае, к сожалению, недостаточно. Вашему ребёнку можно пробовать вызвать звуки механическим способом. Этим занимается логопед.
На этом пока всё :)

Надеюсь, было полезно. Если да и Вы знаете кого-то, кому эта информация тоже будет актуальна, поделитесь, пожалуйста! Вдруг эта мама со мной не знакома, а значит и не подписана на мой инстаграм и тг. Благодарю <3


И ещё - если в силу каких-либо причин Вы занимаетесь с ребёнком сами или хотите попробовать такой вариант, обязательно делайте это под наставничеством = вместе со специалистом, который будет Вас направлять, помогать справляться с трудностями, поддерживать на пути. Это действительно важно, чтобы быть уверенной, что делаете всё, что необходимо и так, как нужно = правильно. Времени делать не то и/ или не так совсем нет!

Ваша Люся
25.03.23